Консультация юриста

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: lorem

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ: lorem

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР: lorem

Постановка на кадастровый учет объекта недвижимости в 2018-2019 году

Из этой статьи вы узнаете порядок постановки на кадастровый учет объекта недвижимости. 

Кадастровый учёт – это процедуры, которые проводит кадастровый орган по постановке, прекращению и изменению данных, касающихся объекта недвижимости, отражаемых в главной информационной базе (государственном кадастре недвижимости). Постановка объекта недвижимости на кадастровый учёт является внесением в кадастр данных о конкретном объекте. В наше время невозможно продать помещение, дом, земельный участок, не поставив объект недвижимости на такой учёт.

Чтобы человек стал полноценным собственником недвижимости (по отношению к образуемой или создаваемой) или мог беспрепятственно ею распоряжаться по своей воле, такой объект ставится на кадастровый учёт.   

Естественно, если недвижимость у юридического или физического лица давно находится в собственности (до того, как был принят закон о кадастре) и не находится на кадастровом учёте, данный факт не умаляет их права собственности. Никто не сможет оспорить такую собственность. Но при необходимости её сдать в аренду или продать надо обязательно поставить недвижимость на кадастровый учёт.

Поставить на кадастровый учёт можно любое недвижимое имущество.

Исключениями считаются:

1)    морские и реечные суда;

2)    космические корабли;

3)    участки земли с назначением (нужные (или могут быть таковыми) Вооружённым Силам Российской Федерации и для прочих государственных нужд; зарезервированные и применяемые службами безопасности России; природоохранные территории (заказники, заповедники и прочее) и те, у которых имеется особая культурная или научная ценность; водные либо лесные фонды).

Выяснить категорию земель можно, если обратиться в территориальную Кадастровую палату, где вы получите выписку из реестра (там имеются все данные о земле).  

Для этого надо предъявить:

  • квитанцию по оплате госпошлины (для юридических лиц составляет 600 рублей, для физических – 200 рублей);
  • документация основания на землю;
  • паспорт гражданина Российской Федерации;
  • заявление установленного образца (его выдают работники кадастровой службы).

Выписка будет готова через пять-десять дней.

На каких основаниях имущество ставится на кадастровый учёт?

Какие нужны причины для постановки на кадастровый учет земельного участка или дома в 2018-2019 году?

Кадастровый учёт нужен:

1)    при выделе земельного участка из другого участка;

2)    на вновь создаваемый участок земли:

  • искусственно созданные земельные участки;
  • впервые созданные границы земельных участков, ранее не учтённые в кадастре;

3)    при разделе земли на два и больше участков (каждый участок от раздела должен быть поставлен на кадастр);

4)    при учёте комнаты в квартире и здании, помещения;

5)    при возведении нового сооружения, здания;

6)    при выделении или разделе дома, сооружения, здания, когда образуется новый автономный объект недвижимости;

7)    при видоизменении (преобразовании) здания либо земельного участка.

Кто ставит на кадастровый учет объекты недвижимости?

1.    Субъекты бессрочного (постоянного) пользования объектом.

2.    Носители права пожизненного наследования владения.

3.    Арендаторы (если термин аренды составляет не меньше пяти лет).

4.    Собственники недвижимости.

Кроме того, от имени вышеуказанных лиц могут обращаться и их представители, действующие по нотариальной доверенности.

Бывают также случаи, когда за кадастровым учётом могут обратиться иные лица, которые не входят в вышеуказанный список. К примеру, участок земли, который не ставился на кадастровый учёт, достался человеку по наследству.

Соответственно законодательству собственность появляется только со времени её государственной регистрации. Вступление в наследство без регистрации перехода права не даёт наследнику правомочий собственника.

Для начала нужно поставить объект на кадастровый учёт. Потому данная процедура будет проводиться от имени наследника, который не является собственником.

Кроме того, может быть и другая ситуация, когда человек хочет купить участок земли, который принадлежит муниципалитету или государству. Гражданину нужно обратиться в муниципалитет, предписывающий ему провести кадастровые работы, а когда интересующий участок будет поставлен на кадастр, выполняется его последующий выкуп.

Чтобы поставить недвижимость на кадастровый учёт, нужно обратиться по выбору:

1)    в отдел МФЦ в населённом пункте, в котором находится та самая недвижимость;

2)    в кадастровую палату (по территориальности).

Обратиться можно:

  • через представителя;
  • лично;
  • отправить заявку по почте, заранее заверив документацию у нотариуса;
  • через интернет (воспользовавшись порталом государственных и муниципальных услуг), если есть электронно-цифровая подпись.

Документы, необходимые для постановки на кадастровый учет

I. Межевой и геодезический план, если на кадастровый учёт ставится участок земли. Геодезический план подготавливается геодезическими организациями. Межевой план готовят кадастровые инженеры (зачастую работники БТИ). Они предоставляют план на бумаге и в электронном виде (на CD-диске).

II. Заявление о кадастровом учёте. Образец есть в кадастровой палате, и его легко заполнять.  

III. Технический план, если на кадастр ставится помещение, здание. Этот план – обязанность кадастровых инженеров. Он заблаговременно заказывается, поскольку изготовление требует определённого времени.

IV. Документация, подтверждающая собственность либо право другого пользования недвижимостью:

  • свидетельство о собственности, которое выдаёт Росреестр;
  • документы-основания (свидетельство о наследстве, договор аренды, договор купли-продажи, дарения, разрешение на строительство, акты ввода в эксплуатацию, распорядительные постановления муниципалитета и прочее). 

V. Паспорт гражданина Российской Федерации, если заявитель является физическим лицом.

VI. Согласование органа опеки, если собственник имущества является несовершеннолетним.

VII. Учредительная документация, протокол (решение) о назначении директора, если заявитель является юридическим лицом.

VIII. Квитанция об уплате госпошлины (для юридических лиц – 600 рублей, для физических – 200 рублей).

IX. Доверенность, удостоверенная нотариально, если документы сдаются представителем.

Как поставить дом на кадастровый учет?

Если речь идёт о постановке многоквартирного дома на кадастровый учёт, то дом ставят на КУ на основании технического плана.  

В новостройке можно учитывать здание в целом вместе с отдельными помещениями (квартирами) в нём. С остальными «групповыми» объектами недвижимости, к примеру, гаражным блоком, это сделать не выйдет. 

Жилой дом, который находится в долевой собственности, ставится на кадастровый учёт только в случае волеизъявления всех владельцев недвижимости.

Сроки постановки на кадастровый учет многоквартирного дома

Статьёй 19 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусматривается обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других уполномоченных лиц предоставлять заявление и прилагаемую к нему документацию, чтобы осуществить государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию прав.

Росреестр за пять рабочих дней со времени поступления заявления вносит данные в Единый государственный реестр недвижимости обо всех помещениях, находящихся в многоквартирном доме (в том числе и тех, которые составляют общее имущество в многоквартирном доме, а ещё помещений вспомогательного применения), включая информацию о местоположении в здании и площади таких помещений, а ещё о количестве машиномест. При наличии замечаний к техническому плану, кадастровый учёт приостанавливается до того момента, пока не будут устранены все причины остановки, но такая «пауза» составляет не больше чем три месяца.